"Влияние безнадзорных собак на экологию города Москвы"
Автономная некоммерческая организация "ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ЗООЗАЩИТЫ"
Резолюция специальная часть "Влияние безнадзорных собак на экологию города Москвы" конференции по проблемам экологии города Москвы, состоявшейся 4 июня 2004 года в Доме общественных связей (Мосфильмовская, 40), посвященной Дню защиты окружающей среды
Собравшиеся на конференции представители зоозащитных организаций Москвы считают своим долгом проинформировать правительство и общественность Москвы, о результатах проведённого исследования влияния безнадзорных собак на экологию города и её составляющие. Автономная некоммерческая организация "Благотворительное общество опеки бездомных животных" провела рассылку официальных запросов более чем в 20 московских организаций природоохранного, экологического и санитарно-эпидемиологического профиля, включая министерства, ведомства, учреждения и институты. Из полученных отзывов следует, что свободное обитание безнадзорных собак оказывает крайне негативное влияние практически на все составляющие экологии города: - на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья граждан (в контексте статей 17, 19 и 66 Закона РФ "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан"); - на сохранение видового биоразнообразия дикой фауны городских парков, лесов и особо охраняемых природных территорий (безнадзорными собаками интенсиво истребляются дикие, в том числе редкие и краснокнижные животные); - на экологию и санитарную гигиену жилья граждан (состояние домов, квартир, где имеются домашние приюты для безнадзорных животных у граждан); - на социальное и устойчивое развитие города, являясь причиной: а) использования нерегламентированного бесплатного труда граждан - опекунов безнадзорных животных, которые, работая в чужом интересе - интересе государства, вынуждены спасать, опекать на улице, и брать на содержание этих животных, проводя указанную работу в результате отсутствия соответствующих госслужб; б) потери превратившими свои квартиры в приюты для безнадзорных животных гражданами (и их соседями!) надлежащего жилья; в) обнищания опекунов безнадзорных животных, утрате ими доходной занятости и права на развитие; г) возникновения социальных конфликтов между опекунами безнадзорных животных и гражданами, которым эти животные мешают. На основании вышеизложенного, мы утверждаем следующие пункты резолюции: 1) Необходимо принять законодательные акты на уровне правительства Москвы, признающие недопустимым постоянное свободное обитание на улицах города безнадзорных собак. Безнадзорные собаки должны в обязательном порядке отлавливаться и помещаться в муниципальные приюты или пункты передержки для дальнейшего поиска владельца. (Прим.: Безнадзорным кошкам, ввиду их безопасности для окружаюших и несомненной пользы в борьбе с грызунами, необходимо разрешить обитать под опекой граждан в подвалах домов.) 2) Государство должно компенсировать ущерб от обитания безнадзорных животных в городе всем пострадавшим от них гражданам, а также тем, кто несет материальные убытки и терпит моральный вред из-за необходимости жизнеобеспечения этих животных, ценой ухудшения собственных условий жизни. За содержание и жизнеобеспечение безнадзорных животных гражданам должно выплачиваться соответствующее пособие. 3) Необходимо разработать и принять эффективную программу по сокращению и в перспективе - сведению к нулю численности безнадзорных животных в городе, основанную на принятых в мире гуманных, научно-обоснованных концепциях и законодательных механизмах, включающих экономическое регулирование рыночных отношений в области разведения и торговли собак и кошек для выравнивания спроса и предложения на этих животных, и устранения их перепроизводства, что перекроет поток поступления животных на улицу. 4) Необходимо внести соответствующие поправки в рассматриваемый Мосгордумой Закон Москвы "О содержании домашних животных в городе Москве", чтобы изменить концепцию, узаконивающую постоянное свободное обитание на улицах города безнадзорных животных. Зоозащитные организации не могут уже в течении нескольких лет добиться включения своих поправок в этот Закон по причине того, что его разработчик - отдел городской фауны Департамента ЖКХиБ и его рабочая группа, не может или не желает эти поправки включать. (Комментарий ред. сайта: на отдел городской фауны при Департаменте ЖКХиБ, согласно Постановлению правительства Москвы №819-ПП от 01.10.2002г. возложен контроль над всей работой с безнадзорными животными в Москве. Эту работу, также как и разработку указанного законопроекта, отдел городской фауны, по мнению многих организаций, благополучно завалил.) Для конструктивной работы общественности над проектом мы убедительно просим назначить другого разработчика проекта - Департамент природопользования и охраны окружающей среды и его рабочую группу, который, на наш взгляд, успешно участвовал в работе над альтернативным проектом этого Закона. 5) Нельзя также не отметить некомпетентную и недобросовестную работу отдела городской фауны при Департаменте ЖКХиБ, который продолжает проводить указанную зоо-губительную политику, не реагируя на обращения граждан и игнорируя крайне негативное мнение о своей работе практически всех московских зоозащитных организаций и, фактически, лишив эти организации какой либо возможности влиять на улучшение ситуации. 6) Следует сказать о том, что руководство отдела фауны, регулярно, выступая в центральных СМИ, дезинформирует население о состоянии проблемы с безнадзорными животными в городе тем, что во-первых, сообщает недостоверные данные о численности безнадзорных собак в городе (приводя цифру 20 тысяч, что соответствует численности 5-6 летней давности, при этом не ведя никакого учета безнадзорных животных), во-вторых, ничего не сообщает о катастрофе с безнадзорными кошками, которых в массовом количестве разрывают безнадзорные собаки и истребляют работники ДЕЗов при заделывании отверстий (продухов) в подвалы, в-третьих, благозвучно вещает о наличии в городе приютов для безнадзорных животных, не предупреждая об их неудовлетворительном состоянии, и о том, что эти приюты переполнены - следовательно, прием животных в них невозможен. Такая дезинформация прикрывает реальное состояние дел - то, что в городе фактически отсутствуют какие-либо муниципальные службы по обеспечению благополучия безнадзорных животных, и вместо этих служб энтузиасты - пожилые женщины, часто инвалиды, выбиваясь из сил, организуют всю работу по спасению и жизнеобеспечению безнадзорных животных. 7) Зоозащитников и граждан, опекающих безнадзорных животных, особенно возмущает тот факт, что в то время, как ситуация с безнадзорными животными в городе с каждым днем катастрофически ухудшается, некоторые организации, прикрываясь благородными целями защиты животных, ухитряются реализовывать свои коммерческие проекты на выделяемые для целевой работы с животными миллионные бюджетные средства. Об этом свидетельствуют известные общественности результаты финансовых проверок работы СОДЖ в Москве, а также деятельности Российской Лиги защиты животных (статья в "Известиях" от 31 мая 2004 года). Возникает вопрос: почему, несмотря на растущее недовольство общественности и на выявленные многочисленные нарушения деятельности структур, ответственных за работу с безнадзорными животными в городе, всё те же люди бессменно (и безнаказанно!) стоят у руководства отделом городской фауны, продолжая чуть ли не ежедневно рекламировать себя и свою деятельность в центральных СМИ? 8) Мы не можем не выразить свое недоумение по поводу того, что на некоторые программы благоустройства, никак не влияющие на жизненно-важные интересы горожан и не улучшающих экологию города, в частности, на организацию газонов и клумб вдоль автомагистралей, выделяется несоразмерно больше бюджетных средств, чем на решение острейшей социально и экологически значимой проблемы безнадзорных животных, от решения которой непосредственно зависят здоровье и благополучие москвичей.