Ярославский Благотворительный Фонд "ЗООЗАБОТА"

Помощь животным, попавшим в беду.


Каталог статей


Сейчас на сайте

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

  


Форма входа

  


Меню сайта



  


Ваше мнение

В чём Вы видите основную задачу Фонда?
Всего ответов: 60
  


 Статистика

  


 

  


 

  


  







Приветствую Вас, Гость · RSS 21.10.2017, 22:11
Главная » Статьи » Животные и закон » ПРАВОВАЯ СТРАТЕГИЯ ЗООЗАЩИТЫ В РОССИИ: ОБРАЩЕНИЯ К ПРАВИТЕЛЬСТВУ, ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

на пресс-конференции 4 марта 2004 года, посвященной гибели от нападения бездомных собак 14 января Валентины Архиповой в Москве
Автономная некоммерческая организация
"Благотворительное общество опеки бездомных животных"
Пресс-релиз доклада
нашей организации
на пресс-конференции 4 марта 2004 года,
посвященной гибели от нападения бездомных собак 14 января
Валентины Архиповой в Сигнальном проезде в Москве.
(Москва, Тверской бульвар, 20, "Независимый пресс-центр")

      Собаки были приручены человеком в древности и вот уже много веков являются домашними животными, используемыми для выполнения различных полезных для человека функций. Если собака по каким либо причинам выпадает из этого веками сложившегося для неё звена в среде обитания человека, теряет контроль и становится обитателем улиц, то она превращается в негативный (затратный, ущербный) фактор и для людей, и для окружающей среды и урба-экосистемы, и тем более для природной естественной ланшафтной экосистемы, нарушая сложившиеся тысячелетиями биоценозы её дикой фауны.
      Тем не менее, в настоящее время правительством Москвы в ряде постановлений (в том числе № 819-ПП) узаконено обитание безнадзорных собак и кошек в городе в условиях "их естественной свободы". Эти животные признаны "неотъемлемой частью экологической среды города" и их обитание рассматривается по законам функционирования "дикой популяции". На основании этих постановлений городские власти не обязаны заниматься жизнеобеспечением этих животных. Правительство заставило этих животных адаптироваться к условиям нашей суровой зимы. Часто можно наблюдать замерзающих на морозе щенков, как результат этой акклиматизации. Гораздо хуже положение у кошек. Пребывание при температуре ниже 15 градусов тепла для них уже считается опасным. Оставшись без тёплых укрытий зимой (в городе это подвалы) кошек ничего не ждёт кроме гибели. Котята, рождённые на улице во многих местах практически все погибают. Такой процент выживаемости млекопитающих в дикой природе может наблюдаться лишь в случаях экологической катастрофы.
      По той причине, что собаки и кошки считаются теперь дикой фауной правительство ведет речь только о регулировании численности безнадзорных животных путем стерилизации, но никак не о ликвидации бездомности кошек и собак как таковой. Слово "регулирование" подразумевает поддержание и сохранение части популяции.
      При этом в Европе и другом цивилизованном мире домашние животные, лишившиеся содержания и оказавшиеся на улице, признаются терпящими бедствие и подлежащими спасению. Точно также относятся к ним и все нормальные люди в России, считающие безнравственным игнорировать заложенную веками общения с людьми в генах этих животных привязанность к человеку. Создалась такая ситуация, что весь груз заботы о безнадзорных животных вместо государства вынуждены брать на себя граждане, которые опекают этих животных на улице или берут их на содержание, превращая свои квартиры в приюты.
      Опека животных не регламентирована никакими документами, однако она является довольно опасным занятием как для опекуна (он попадает в группу риска по бешенству и по покусам подопечных животных при кормлении, уходе или лечении), так и для окружающих граждан и животных. Собаки начинают охранять опекуна и территорию их обитания от людей и других животных. По этим причинам, опека собак должна подразумевать обязательное содержание её опекуном и не допускать нахождение собаки на улице. Опека же безнадзорных кошек на улице должна допускаться, как альтернатива помещению в приют. Бездомные кошки и бездомные собаки обычно рассматриваются вместе как бездомные животные, что на наш взгляд неправомерно, так как: во-первых, эти животные имеют совсем разные условия обитания (бездомные собаки как правило не нуждаются в постоянных теплых укрытиях зимой, а для бездомных кошек, наоборот, доступ в подвалы домов жизненно необходим и является практически единственным спасением от морозов и бездомных собак), во-вторых, у них разный стиль общения с их опекунами (опека на улице бездомных собак в основном сводится к их кормлению, а опекун бездомных кошек помимо кормления должен еще регулярно проверять наличие доступа в подвал, обеспечить их передержку и уход после стерилизации, поэтому у бездомных кошек более тесные отношения с опекунами - кошки для многих как дети), и в-третьих, разный характер влияния на здоровье граждан, окружающую среду и экологию города: если собаки вообще не приносят пользы при свободном бесконтрольном обитании (приводимые в защиту свободного обитания бездомных собак высказывания руководителя отдела фауны Павловой Т.Н. о том, что бездомные собаки существенно снижают численность ворон или крыс, а так же то, что они являются санитарами от того, что объедают помойки, не нашли никакого подтверждения, а скорее опровергаются в полученных нами отзывах), то как раз обитание кошек в подвалах действительно способно решить проблему грызунов. Пути решения проблемы бездомных собак и бездомных кошек должны быть разделены - кошки в отличии от собак не являются ярко выраженным отрицательным фактором находясь без владельца на улице. Мы ни в коем случае не ратуем за засилье кошек, но в переходный период, пока проблема не решена в одночасье, считаем, что изымать их с улиц для того, чтобы инфицировать в приютах, не целесообразно. Тем более, что пользы от них гораздо больше, чем вреда. Опека как кошек, так и собак должна быть узаконенной, платной и строго регламентироваться соответствующими инструкциями.

С точки зрения экономики - затрат и ущерба гражданам и городскому хозяйству от обитания безнадзорных собак в городе.

      Безнадзорные собаки не принадлежат к природной естественной экосистеме данного городского ланшафта. Они являются частью искусственно созданной природно-антропогенной городской экосистемы (урба-экосистемы) и являются результатом хозяйственной деятельности человека, так как сами они или их предки были выброшены хозяевами и, говоря языком экологии, акклиматизированы или интродуцированы (внедрены) в биоценоз природной естественной экосистемы нашей территории. Поэтому, большинство из них не может существовать без предоставления кормовой базы и теплых укрытий человеком, что можно пересчитать в определённые материальные затраты или ущерб гражданам или городскому хозяйству по их жизнеобеспечению. В этот ущерб должны входить выплата компенсаций за нападения и покусы собак, выплаты пособий опекунам, кормящим на улице или взявшим на содержание животных с улиц, с учётом потери от этого части жилплощади, и т.д.

С точки зрения экологии - уменьшение видового разнообразия природной экосистемы.

      Безнадзорные собаки являются негативной антропогенной нагрузкой на природную естественную экосистему ланшафта. В этом контексте, эти животные не относятся к биоценозам естественных природных экосистем и являются видовым (биоценотическим) загрязнением нашей природной экосистемы. Это выражается в истреблении безнадзорными собаками многих видов диких животных, представителей природной экосистемы: наземно-гнездящихся птиц, оленей, лосей (молодняк) и других, в том числе краснокнижных животных, что однозначно трактуется как уменьшение видового биоразнообразия природной естественной экосистемы.
      Это выражается и в отсутствии приспособленности части безнадзорных собак к зимним условиям обитания.
      На самом деле, обитание безнадзорных собак в городе необходимо признать бесхозяйственным и нерациональным их использованием со стороны городских властей, приводящим к загрязнению природной экосистемы. Согласно статье 77 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" : "Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством". В статье 50 того же Закона говорится "Запрещается разведение и использование животных, не свойственных естественным экологическим системам, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения экологической экспертизы ... ". В этой связи целесообразно вспомнить о существовании узаконенных процедур в соответствии со статьей 32 "Проведение оценки воздействия на окружающую среду" и статьей 33 "Экологическая экспертиза" того же Закона.

С точки зрения здоровья граждан - ухудшение благоприятной окружающей среды для граждан.

      Безнадзорные собаки также неблагоприятно влияют на урба-экосистему города и связанную с ней городскую окружающую среду, путём хозяйственного изменения природной среды создаваемую максимально благоприятной для обитания граждан, так как негативно влияют на здоровье граждан. Согласно статье 17 Федерального Закона "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан": "Граждане РФ обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан.... Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, ..., места жительства, а также других обстоятельств".
      Всем гражданам, пострадавшим от безнадзорных собак или несущим убытки из-за отсутствия у них хозяина (в том числе, опекунам этих животных), государство должно выплачивать компенсацию за понесенный ущерб! На этот счет в статье 66 того же Закона указано: "Вред, причинённый здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, возмещается государством, юридическим или физическим лицом, причинившим вред". В статье 79 Закона "Об охране окружающей среды" говорится: "Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме".
      Поголовный учет безнадзорных собак городскими структурами не ведется. По нашему мнению, это является нарушением статьи 19 Федерального Закона "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", так как любая безнадзорная собака потенциально опасна и является фактором, негативно влияющим на здоровье граждан и любой гражданин, по нашим законам и конституции, имеет право на получение достоверной и своевременной информации о наличии таких факторов. (Если бы такая информация об обитании опасной стаи вовремя была предоставлена жителям СВАО Москвы, это могло предотвратить трагедию в Сигнальном проезде.) Сравнительный анализ с теоретически полученными оценками численности безнадзорных собак в Москве восьмилетней давности дает возможность подсчитать, что сейчас их численность ни как не может быть ниже 60 тысяч. По нашим оценкам их больше ста тысяч. Однако, гражданам в их повседневной жизни для охраны их здоровья важны не теоретически полученные оценки, а поголовный учёт безнадзорных собак с информацией о количестве особо опасных стай и конкретном их месте обитания, и это по всем административным округам города Москвы.
      Одним из доказательств абсурдности концепции свободного обитания собак и кошек на улицах является тот факт, что провакцинировать всю популяцию этих животных от бешенства не представляется возможным - современная вакцина от бешенства действует только год. Это значит, что придется ежегодно отлавливать только ради процедуры вакцинации десятки, а то и сотни тысяч животных, а это в принципе нереализуемо, кроме того такое не потянул бы ни один бюджет. Но вероятность возникновения эпидемии бешенства резко возрастает с ростом численности популяции.

С точки зрения межвидового регулирования между собаками и кошками - противоречит зоозащите, так как фактически приводит к экоциду безнадзорных кошек.

      Безнадзорные собаки сейчас повсеместно на улицах города истребляют другой вид домашних животных - кошек. Никакого отношения к естественному отбору это не имеет. Каждая гибель кошки - трагедия для их опекунов. Даже одно это обстоятельство могло бы являться поводом для протеста зоозащитников против бездействий властей в отношении уменьшения численности безнадзорных собак в городе.
      Для более представительного исследования рассматриваемого круга вопросов мы разослали запросы более чем в 20 организаций экологического, санитарно-эпидемиологического и природоохранного профиля, включая министерства, ведомства, учреждения, институты.

Резюме по ответам на запросы по экологии
(часть отзывов, полученных нами после пресс-конференции приведены здесь же).

      Во всех отзывах обитание безнадзорных собак на улицах города признается негативным фактором для природной естественной экосистемы, экологии и благоприятной окружающей среды, а также негуманным и неестественным для самих собак как домашних животных:
1. Департамент Госсанэпидемнадзора при Миинздраве РФ
(подпись: зам. руководителя Департамента Гульченко Л.П.)
2. Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы
(подпись: нач. Управления инспекционного экологического контроля Шестерюк А.С.)
3. Департамент государственного контроля и перспективного развития в сфере природопользования
и охраны окружающей среды по центральному федеральному округу при МПР России
(подпись: руководитель Департамента Силаков А.В.)
4. Союз охраны птиц России
(подпись: председатель бюро Союза охраны птиц России Мищенко А.Л.)
5. Федеральное Государственное Учреждение Национальный парк "Лосиный остров" при МПР России
(подпись: директор НП "Лосиный остров" Янгутов А.И.)
6. Государственное Природоохранное Учреждение "Управление Серебряный бор"
(подпись: главный специалист ГПУ "Серебряный бор" Гордеев К.И.)
7. Государственное Природоохранное Учреждение Ланшафтный заказник "Крылатские холмы"
(подпись: директор ГПУ "Крылатские холмы" Яскин В.В.)
8. ВНИИ Охраны природы
(подпись: вед. научн. сотрудник лаборатории заповедного дела Назырова Р.И.)
9. Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева: Кафедра зоологии
(подпись: зав. кафедрой зоологии академик РАЕН д. с.-х. н., профессор Блохин Г.И., доцент каф. к.б.н. Божанский А.Т.)
10. ГУНИИ Экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН
(подпись: руководитель лаборатории почвы и отходов Крятов И.А.)
11. Научно-исследовательский и проектно-изыскательский ИНСТИТУТ ЭКОЛОГИИ ГОРОДА (НИиПИ ЭГ)
(подпись: главный специалист НИиПИ ЭГ Корнева Е.Н.)
12. Институт экологии, лингвистики и права
(подпись: заведующий кафедрой общей экологии Хабаров А.В.)
13. Российский университет дружбы народов, Экологический факультет, Кафедра системной экологии
(подпись: проф. кафедры системной экологии Экологического факультета РУДН Никольский А.А)
14. Московская Государственная Академия ветеринарной медицины и биотехнологии им. К.И. Скрябина при Минсельхозе РФ
(подпись: ректор Академии им. Скрябина академик РАСХН Воронин Е.С.)
15. Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Московской области (МОСОБЛОХОТУПРАВЛЕНИЕ) при Департаменте по охране и развитию охотничьих ресурсов Минсельхоза РФ
(подпись: начальник МОСОБЛОХОТУПРАВЛЕНИЯ Варнаков А.П.)
16. ЗАО "Центр практической геоэкологии О плюс К "
(подпись: генеральный директор ЗАО Орлов С.М.)
17. Центр ГОССАНЭПИДНАДЗОРА в городе Москве
(подпись: глав. врач Филатов Н.Н.)
18. Центр ГОССАНЭПИДНАДЗОРА в ЦАО города Москвы
(подпись: глав. гос. врач по ЦГСЭН в ЦАО г. Москвы Чигирева Э.И.)
19. Центр ГОССАНЭПИДНАДЗОРА в СВАО города Москвы
(подпись: зам. глав. врача ЦГСЭН в СВАО г. Москвы Самарина О.П.)
20. Центр ГОССАНЭПИДНАДЗОРА в СЗАО города Москвы
(подпись: глав. гос. санит. врач по СЗАО г. Москвы Анненков П.Р.)
21. Центр ГОССАНЭПИДНАДЗОРА в ЗАО города Москвы
(подпись: глав. гос. санит. врач по ЗАО г. Москвы Гладких А.М.)
22. Центр ГОССАНЭПИДНАДЗОРА в ЮАО города Москвы
(подпись: зам. глав. врача по ЮАО г. Москвы Пантелеев Г.Ю.)

      Из полученных отзывов следует:
1. Неправомерно узаконивать обитание безнадзорных собак в условиях "их естественной свободы".
2. Безнадзорные собаки вносят дополнительную негативную антропогенную нагрузку:
- на природную естественную экосистему в составе городской и пригородной территории (парки, леса и т.д.) и на сохранившиеся в городе биоценозы дикой фауны, истребляя многие виды диких животных (в том числе, краснокнижных);
- на благоприятную окружающую среду для обитания граждан, причиняя вред их здоровью.
3. Обитание безнадзорных собак можно рассматривать как видовое (биоценотическое) загрязнение части природной естественной экосистемы города.
4. Кроме видового загрязнения, безнадзорные собаки вносят загрязнение территории города продуктами своей жизнедеятельности, представляющими санитарно-эпидемическую и паразитарную опасность для человека.

      На основании вышеизложенного можно утверждать следующее:
1. Необходимо срочно принять законодательные акты, признающие обитание на улицах города безнадзорных собак недопустимым, так как это является:
- фактором, негативно влияющим на здоровье граждан и благоприятную окружающую среду, а также на экологию города и на сложившиеся в городе и пригороде биоценозы дикой фауны;
- неестественными и негуманными условиями для самих безнадзорных собак;
- экономически убыточным и асоциальным для государства вследствие наносимого ущерба и нарушения конституционных прав людей;
- нерациональным использованием этих животных (бесхозяйственностью и халатностью городских управляющих структур);
- нерегламентированным использованием бесплатного труда граждан - опекунов безнадзорных животных, которые их спасают, опекают на улице и берут на содержание, проводя эту работу вместо госслужб и давая возможность государству экономить на этих мерах.
2. Что касается опеки бездомных собак, то она возможна только в случае содержания опекаемых собак дома, на улице она опасна:
а) для жизни и здоровья окружающих граждан и животных;
      Опекуны безнадзорных собак на улице не могут никому гарантировать безопасность этих собак, и отсутствие такой гарантии нарушает конституционные права граждан.
б) для жизни и здоровья самих опекунов - они находятся в группе повышенного риска подвергнуться нападению и покусам, например, при кормлении, и заразиться бешенством.
3. Государство должно компенсировать ущерб от обитания безнадзорных собак в городе пострадавшим от них гражданам, а также тем гражданам-опекунам, кто несет материальные убытки и терпит моральный вред из-за необходимости жизнеобеспечения животных, не имеющих хозяина, в том числе, опекающим на улице подвальных кошек или взявшим на содержание безнадзорное животное.
4. Необходимо срочно разработать и принять эффективную комплексную программу по сокращению и в перспективе - сведению к минимуму численности безнадзорных животных в городе, основанную на принятых в мире цивилизованных научно-обоснованных концепциях и законодательных механизмах.
      Эти меры должны включать в первую очередь экономическое регулирование рыночных отношений в области разведения и торговли собак и кошек для выравнивания спроса и предложения на этих домашних животных, и призваны устранить перепроизводство главным образом неплеменных собак и кошек и перекрыть поток поступления их на улицу. Одновременно должна быть введена ответственность владельцев собак и кошек за появление потомства от их животных без наличия заявки на щенков и котят от граждан-покупателей. Только достигаемый таким путем дефицит собак и кошек является решением проблемы их бездомности и гарантом их благополучия. Эти меры приняты и отработаны во многих европейских странах. Без них даже поголовная стерилизация безнадзорных животных не приведёт к сокращению их численности. Большой эффект также принесла бы поголовная регистрация собак и кошек с проставлением идентификационных меток.
      Кроме того, за содержание собак и кошек должны вводяться налоги, от которых освобождаются лица, взявшие на содержание бездомное животное. Ни один владелец, приобретающий по заявке котёнка или щенка, не может гарантировать его пожизненное содержание - ни кто не застрахован от разного рода изменения жизненных обстоятельств, не дающих возможности продолжать содержать животное - болезни, смерти наконец. За этот риск владелец и должен платить налог (или страховку). Огромная польза от налогов была бы в том, что граждане не относились бы так легкомысленно к покупке животного и они не преобретались бы теми, кому вообще нельзя заводить животных. За пожизненное же содержание бездомных животных, напротив, гражданам должно выплачиваться пособие. Пособие также должно выплачиваться за опеку безнадзорных кошек на улицах. Часть опекунов кошек серьёзно обременены своей ношей, ведь часто это больные и немощные люди. Они с радостью бы отказались от обязанностей заботиться о животных в пользу тех, кто будет это делать за деньги. Сборы от штрафов и налогов обеспечивали бы также функционирование муниципальных приютов для безнадзорных животных и оплату работы опекунов.
      Эти меры, включающие определение в перспективе всех безнадзорных собак в муниципальные приюты, либо под опеку, либо на содежание владельцами, обеспечат решение данной проблемы с учетом гарантированных конституцией прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а также обеспечив узаконенное международными нормами гуманное отношение к домашним животным, и вместе с тем оградив диких животных, как части природной естественной экосистемы города, - от истребления домашними животными.
5. Целесообразно вернуть функции охраны и рационального использования собак и кошек, в том числе безнадзорных, в другое ведомство. По нашему мнению - это должен быть новый специально созданный Департамент при Минсельхозе. Это связано с тем, что ведомство ЖКХиБ, по общему мнению, не справляется с этими функциями: из-за имеющийся у него большой нагрузки по содержанию жилищного фонда, уборке территории от мусора и т.д., а также в связи с тем, что заниматься животными не по профилю сотрудникам этого ведомства.
      Важно учесть, что вопросы содержания собак и кошек были в ведении Минсельхоза до начала 80-х годов, когда они были переданы в ведомство ЖКХиБ. Использование сельскохозяйственных животных человеком по сути совпадает с использованием собак и кошек - в основе и тех и других лежит рациональное использование изначально прирученных и путем племенного разведения улучшенных для интересов людей животных, в том числе - для содержания дома в целях общения. Поэтому, Минсельхозу передача указанных функций наиболее по профилю по сравнению с другими министерствами, например, с Министерством Природопользования, которое занимается дикой фауной.
6. Необходимо срочно внести соответствующие поправки в рассматриваемый в настоящий момент Мосгордумой Закон Москвы "О содержании домашних животных в городе Москве", чтобы отменить концепцию властей, узаконивающую постоянное свободное обитание на улицах города безнадзорных собак.Такую ключевую поправку, официально направленную нашей организацией в Мосгордуму и рабочую группу разработчика Законопроекта - Отдела фауны при Департаменте ЖКХиБ, позволяющую решить указанную проблему, мы опубликовали в нашей статье НЕ БУДИТЕ СПЯЩЕГО ЗООЗАЩИТНИКА (газета "Московская правда" от 16.01.2004).

      Из проведённого нами опроса показавшего, что собаки не могут относиться к природной естественной экосистеме и их обитание в городе является результатом хозяйственной деятельности человека следует, что власти обязаны ввести эффективные механизмы хозяйственного и рыночного регулирования приводящие к реальному снижению численность бездомных животных, а также выделять средства на жизнеобеспечение бездомных животных, и компенсировать затраты граждан, добровольно выполняющих эту работу. Ущерб от обитания бездомных животных следует рассматривать как допущенное должностными лицами видовое загрязнение естественной природной экосистемы городской территории, повлекшее за собой нанесение морального вреда или ущерба здоровью граждан, а также материального ущерба всем гражданам, вынужденным нести груз заботы о бездомных животных.
Категория: ПРАВОВАЯ СТРАТЕГИЯ ЗООЗАЩИТЫ В РОССИИ: ОБРАЩЕНИЯ К ПРАВИТЕЛЬСТВУ, ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ | Добавил: Зоозабота (22.08.2009)
Просмотров: 566 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]